10-13-2014, 05:15 AM
ЦИФРОВЫЕ ФОРМАТЫ
DTS-HD Master Audio (MA)
Создатели DTS-HD Master Audio заявляют о побитовом совпадении фонограммы, содержащейся на диске (Blu-ray или HD DVD) и студийного варианта.
LPCM
Несжатые аудиопотоки. В основе LPCM — импульсно-кодовая модуляция. Грубо говоря, по структуре этот поток такой же, как и Audio CD, только значительно более высокого разрешения. По качеству звучания такая фонограмма мало отличается от фонограмм в форматах Dolby TrueHD и DTS Master Audio. В восьмиканальном варианте на «синем» диске может размещаться звуковая дорожка LPCM с максимальными параметрами потока 24 бит / 192 кГц, хотя в многоканальном режиме чаще используется 24 бит / 96 кГц. Ограничение вызвано предельно допустимыми значениями битрейта, достигаемого при считывании данных с оптического носителя, даже если это Blu-ray или HD DVD. У несжатых данных LPCM он просто зашкаливает: если включить 8 каналов в режиме 24/192, то для видеосигнала попросту не останется места. Зачем нужен LPCM, если есть более компактные (в плане занимаемого информационного пространства) Dolby TrueHD и DTS-HD MA, не уступающие в качестве звука? Все просто: поток LPCM может декодировать любой BD- или HD DVD плеер. Его также может декодировать практически любой AV-ресивер, оснащенный входом HDMI. Вероятно, когда HDMI v1.3 и декодеры Dolby TrueHD и DTS-HD будут буквально во всех кинотеатральных компонентах, надобность в LPCM отпадет.
Создатели DTS-HD Master Audio заявляют о побитовом совпадении фонограммы, содержащейся на диске (Blu-ray или HD DVD) и студийного варианта.
LPCM
Несжатые аудиопотоки. В основе LPCM — импульсно-кодовая модуляция. Грубо говоря, по структуре этот поток такой же, как и Audio CD, только значительно более высокого разрешения. По качеству звучания такая фонограмма мало отличается от фонограмм в форматах Dolby TrueHD и DTS Master Audio. В восьмиканальном варианте на «синем» диске может размещаться звуковая дорожка LPCM с максимальными параметрами потока 24 бит / 192 кГц, хотя в многоканальном режиме чаще используется 24 бит / 96 кГц. Ограничение вызвано предельно допустимыми значениями битрейта, достигаемого при считывании данных с оптического носителя, даже если это Blu-ray или HD DVD. У несжатых данных LPCM он просто зашкаливает: если включить 8 каналов в режиме 24/192, то для видеосигнала попросту не останется места. Зачем нужен LPCM, если есть более компактные (в плане занимаемого информационного пространства) Dolby TrueHD и DTS-HD MA, не уступающие в качестве звука? Все просто: поток LPCM может декодировать любой BD- или HD DVD плеер. Его также может декодировать практически любой AV-ресивер, оснащенный входом HDMI. Вероятно, когда HDMI v1.3 и декодеры Dolby TrueHD и DTS-HD будут буквально во всех кинотеатральных компонентах, надобность в LPCM отпадет.
10-13-2014, 06:38 AM
ай, шайтан. К ним бы еще цапы приличные теперь :)
10-13-2014, 07:19 AM
cyberflipper Написал:ай, шайтан. К ним бы еще цапы приличные теперь :)AK4490 c THD+N = -112 Дб.
EDWARD Написал:THD+N = -112 Дб.Как-то сильно скромно. Надо -140дБ (Белл - это фамилия, потому пишется дБ, а не Дб так-же как Вольт, Ватт, Ампер, Фарад(ей), Генри, Ньютон, метр, Паскаль, ... :-) )
Что еще по ликбезу?
PCM - Pulse Code Modulation импульсно-кодовая модуляция
LPCM - Linear PCM
DTS - Digital Theater System (Цифровая театральная система) — семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи, созданное компанией «Диджитал Тиэтер Систем» (англ. Digital Theater System) - алгоритм кодирования звуковой информации с потерями (lossy), типа как Dolby Digital, MP3, OGG, ... .
Не затронут вопрос DSD (Direct Stream Digital). Хотелось бы понимать, как они различаются по разрешению и динамике с РСМ.
Н-р статья: http://www.ixbt.com/dvd/sacd-dvd-a.shtml
Еще бы дали справку о видах потоков - какие они бывают, что из себя представляют и их плюсах и минусах. До сих пор не могу понять, как устроен поток САСД и где используется еще.
По разрешению могу сказать следующее: разницу 16 и 24(20бит - просто ЦАПы с реальным разрешением более 20бит - это редкость и эксклюзив) я слышу ОЧЕНЬ ХОРОШО. 48кГц-96кГц - тоже. 96кГц - 192кГц не слышу вообще (эксперименты проводились с ЭМУ 0204УСБ с питанием от отдельного БП на 7805).
Зато слышу разницу в плеерах, АПИ, ОС, ... (хотя казалось бы). Эксперименты проводились на черновую. Для отделения мух от котлет (н-р собственно форматов от режима работы ЗК/ЦАП) требуются более точные эксперименты.
Тем не менее понятно, что на качество влияют не столько сами форматы, сколько способы их воспроизведения.
Еще меня преследует мысль, что с заведомо ущербным форматом 16/44 (СД) не всё так просто. Например мне кажется, что в правильно мастеренных СД в 16/44 "зашит" сигнал с гораздо бОльшим разрешением/динамикой, нежели говорит теорема Котельникова. Т.е. сигнал "запакован" в 16/44. "Распаковывается" он на ЦФ (Цифровых Фильтрах). Возможно ли такое, что сигнал после ЦФ имеет бОльшее разрешение/полосу, нежели собственно 16/44? И какие алгоритмы "упаковки"? Я не говорю о "без потерь" - это вряд-ли возможно. Но мне кажется, некоторые значимые для слуха вещи можно так "запаковать".
В принципе, чтобы "запаковать" надо на исходный сигнал высокого разрешения наложить функцию, обратную ЦФ. Т.е. потери будут, но гораздо меньше нежели чем просто при даунсэмпле в 16/44. Интересует существование/применение таких алгоритмов.
*) Каждые 2х ЦФ добавляют по 1 биту на выходе и 2х по времени, т.е. 4х - +2бит (18/176), 8х - +3бит (19/352), 16х - +4бит (20/705).
в САКД что то такое есть, или HDCD, забыл. В редбуке - нет, там тупо поток и все. Возможно, при передискретизации в ЦФ ВЧ становятся получше, ну и только.
10-14-2014, 06:19 AM
bobby_ii Написал:Хотелось бы понимать, как они различаются по разрешению и динамике с РСМ.При выполнении некоторых требований ДСД конечно идеальный формат
bobby_ii Написал:что с заведомо ущербным форматом 16/44он отнюдь не ущербен, Филипс когда его разрабатывал прекрасно понимал что и зачем, и сделал достаточный минимум.
HDCD уникален комплементарной цыфровой фильтрацией, это более важно чем тупое увеличение ЧД до 96/192
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
10-14-2014, 08:05 AM
bobby_ii Написал:Не затронут вопрос DSD (Direct Stream Digital).
Алекс немного писал о DSD в 4-м Радиохобби
bobby_ii Написал:нежели говорит теорема Котельникова.
что не так с теоремой Котельникова? В ней нет ничего сакраментального. Она всего лишь говорит об условиях достаточных для восстановления сигнала (в данном случае читай - формы сигнала) без искажений. Это не означает что вы его именно так восстановите. Это так же не означает что данный конкретный сигнал может быть восстановлен, поскольку исходные условия могут не выполнятся ещё до оцифровки. Мало того, для формата CD их сложнее выполнить до оцифровки чем потом восстановить. Но он так и задумывался, поскольку подготовка к оцифровке происходит в "профессиональных" условиях. Правда сейчас это уже не принципиально. А вот в 80-х, когда стандарт был принят, это были 2 большие разницы.
bobby_ii Написал:что с заведомо ущербным форматом 16/44 (СД) не всё так просто
Вообще, СД стандарт очень разумный компромисс. Что собственно с ним не так? Различия которые вы можете слышать при использовании стандартов более высокого разрешения, это скорее всего не то что стандарт плох, а то как выполнено конкретное воспроизводящее железо.
Nobody Is Perfect
10-14-2014, 09:19 AM
begemot Написал:это скорее всего не то что стандарт плох, а то как выполнено конкретное воспроизводящее железотак оно и есть, большинство современных цапов работают в сильно разных режимах при 44,1 и 96/192к, а еще это веселие дополняет то что мастеринг для хайреза делают сейчас хорошо, в отличии от ЦД
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
10-14-2014, 12:08 PM
begemot Написал:что не так с теоремой Котельникова?С Теоремой Котельникова всё хорошо.
Переведу свой вопрос на человечий язык. Для 16/44 по т.К. граничная частота составляет 22кГц, ДД - 72дБ.
16х ЦФ "распаковывает" сигнал до 20/705. Мне кажется, что полученный сигнал МОЖЕТ иметь полосу и ДД выше, чем исходные 16/44.
Причем не просто добавляет что-то неосмысленное, а именно частично восстанавливать то, что было до мастеринга.
nazar Написал:он отнюдь не ущербенСам по себе - ущербен. Послушайте 24/96 и его-же, урезанного до 16/48 (путем выкидывания лишних разрядов (округления) и отсчетов через один или усреднением двух соседних). Для корректности (одинаковости режима ЦАП) можно 16/48 апсамплить путем добавления нулей и дублированием отсчетов. Линейная интерполяция потребует +1 разряд. Скорее всего, дядя Филя думал о ЦФ (подразумевал).
10-14-2014, 01:50 PM
bobby_ii Написал:ДД - 72дБ.ДД = 96дБ +/-1-2 дБ. Считается как 16 х 6 +/- 1-2дБ из-за того что это не просто шум, а шум квантования. Т.е. маленькие остаточки являющиеся разностью между сигналом и ближайшим значением вашего цапа (он как бы округляет). Т.е. они зависят от сигнала, на котором производится измерение. Но не очень сильно. Исходя из того что этот "шум" отчасти коррелирован с сигналом, в его спектре возможны некоторые "регулярности". При определённом соответствии между входным сигналом и частотой квантования. Для того чтоб это убрать, в сигнал добавляется небольшой шумок или некоторый периодический сигнал. На уровне 1-2 младших разрядов. Это называется "дайверинг". Кстати, в некоторых профессиональных звуковых редакторах, типа Адоб Аудишн этот режим включён по умолчанию и ещё фиг найдёшь где это отключается.
Шум квантования достаточно просто уменьшить. Для этого цифровой сигнал надо передискретизировать с повышенной частотой. При этом весь шум как бы размазывается по всему спектру уже увеличенной частоты, после чего его можно обрезать. Таким образом каждое удвоение частоты позволяет улучшить сигнал/шум примерно на 3дБ. В идеале конечно.
Nobody Is Perfect
10-14-2014, 01:54 PM
begemot Написал:дядя Филя думалДядя Филя с тётей Соней очень неплохо подумали, когда разрабатывали этот стандарт.
Nobody Is Perfect
begemot Написал:Где-то на Веге Агеев писал, что ДД (динамический диапазон) у СD меньше, чем у LP (грампластинок).bobby_ii Написал:ДД - 72дБ.ДД = 96дБ +/-1-2 дБ.
Как обычно умничал. И морочил бедным Веганцам моск. Рассуждать на эту тему можно по разному.
Nobody Is Perfect
10-14-2014, 03:20 PM
bobby_ii Написал:т.К. граничная частота составляет 22кГц, ДД - 72дБа ДД тут каким боком?)))
bobby_ii Написал:Послушайте 24/96 и его-же, урезанного до 16/48вы думаете что открыли америку?
begemot Написал:Таким образом каждое удвоение частоты позволяет улучшить сигнал/шум примерно на 3дБи это еще если не использован нойс шейпинг, с ним на СЧ можно получить 120-130дб ДД
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
EDWARD Написал:ДД = 96дБ +/-1-2 дБ.Да. Мозги за извилины зашли. 16 на 6 не могу перемножить. (вопрос о соответствии ДД и битности остается т.к. ДД считается на переменном токе, т.е. от 16 бит надо отнять как минимум, условный бит знака (-6дБ), если погрешность 0,5МЗР, то 6дБ (1 бит) добавляется, а если не 0,5МЗР? Где это определено?)
EDWARD Написал:Где-то на Веге Агеев писал, что ДД (динамический диапазон) у СD меньше, чем у LP (грампластинок).Совершенно верно писал. Для аналогового сигнала я понимаю только как С/Ш определить. А как ДД? Чтобы от аналогового сигнала не осталось вообще ничего, должна быть какая-то "черная дыра" в схеме. Т.е. должна быть какая-то величина сигнала, на которую схема вообще не реагирует. Это грамотно спроектированная схема?
Ну хорошо, у магнитной пленки есть минимальный "квант" - зерно пленки. А у пластинки?
nazar Написал:а ДД тут каким боком?)))Как еще объяснить, что оцифровки пластинок в 24/96 ОЧЕНЬ СИЛЬНО деградируют при уменьшении битности?
nazar Написал:вы думаете что открыли америку?так выводы-то какие?
nazar Написал:и это еще если не использован нойс шейпинг, с ним на СЧ можно получить 120-130дб ДДКажется, нойз шейпинг не для повышения С/Ш и повысить он его не в состоянии принципиально т.к. шум добавляет (подмешивает).
А вот всякие замечательные эффекты квантования делает менее заметными (более размытыми).
10-14-2014, 04:00 PM
bobby_ii вы мягко говоря без дупля, а еще размышляете, кажется вам понимаешь. Когда кажется креститься надо, говорят помагает)))
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
EDWARD Написал:Где-то на Веге Агеев писал, что ДД (динамический диапазон) у СD меньше, чем у LP (грампластинок).Это фигня. Сухов в Радиве то же самое про ДД кассетника писал)
10-15-2014, 01:09 AM
Сухов просто придумал связь между разрядностью и искажениями, ну и далее понеслась)))
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
cyberflipper Написал:Видишь ли, эта тема довольно длинная и не совсем простая )))EDWARD Написал:Где-то на Веге Агеев писал, что ДД (динамический диапазон) у СD меньше, чем у LP (грампластинок).Это фигня. Сухов в Радиве то же самое про ДД кассетника писал)
Прежде, чем попасть на LP запись писали на ленту (студийный мастер), а потом уже сводили, ты сам это должен знать, насколько я помню.
А то, что писал Сухов, а, может, это писал не Сухов, а Илья Изаксон http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=9604&page=10&highlight=%E4%E8%ED%E0%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%E4%E8%E0%EF%E0%E7%EE%ED - не всё так однозначно, как и с его УМЗЧ ВВ - дифирамбов самому себе много, а схемных ошибок ещё больше )))
« Предыдущая | Следующая »
Пользователи, просматривающие эту тему: 9 Гость(ей)