На мой взгляд интересная завязалась дискуссия по данной теме.
http://www.audio-perfection.com/forum/at...p?aid=5530
http://www.audio-perfection.com/forum/at...p?aid=5531
Это означает, что если звукорежиссер что-то задумал, то правильно оно будет воспроизведено стандартным приближенным к студийному его оборудованию. Обычно это мониторы с ровной АЧХ и типовой расстановкой на небольшом расстоянии. Потом доводится на дальних. Я говорю про хорошие студии.
При этом перепонка в нашем ухе воспринимает далеко не ровную кривую мониторов, а именно эквализированную по всем параметрам как головой, так ухом, так и каналом. Отсюда логичный вывод - нужно "стрелять в уши" маникена АС с ровной АЧХ и типовым расположением. Внутри канала монтировать такой же калиброванный микрофон. Полученная кривая и будет оптимальная кривая для АЧХ любых наушников. Дальше можно задать эту кривую как эталон (коррекция микрофона) и уже по ней добиваться с ушей ровной АЧХ.
Тут как раз для меня вопросов нет.
https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...v1_opt.png эта картинка не затычки+канал, а АЧХ самих затычек для случая если исключить голову, уши и канал. Именно такая кривая получится при измерении ровной АС калиброванным микрофоном, расположенным в ушном канале маникена, с ухом и головой при типовом расположении АС.
Итого я имею:
1) АЧХ своей АС с 0,6 м (почти ровная линия). Нужно FIR фильтром выровнять в ровную и исключить её погрешность во всех полученных измерениях.
2) АЧХ микрофона в моём ухе (без учета ушного канала) для левого и правого уха для типового расположения АС.
3) На сайте есть общая АЧХ Etymotic ER4P с учетом ушного канала, уха и головы https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...ph_opt.png
Осталось покумекать с импульсами и получить более точные кривые, преобразовать все в минимальную фазу, а дальше на базе кривой 3) и ближнего уха вывести АЧХ канала. Применить АЧХ канала к АЧХ дальнего уха. Получить АЧХ+ФЧХ для дальнего уха.
Загрузить в мою риперовскую прогу и наслаждаться звуком.
mr-marlen Написал:Происходящие изменения по АЧХ и фазе можно рассматривать как минимально-фазовые, т.е. изменение АЧХ сдвигает фазу. Поэтому можно спокойно обойтись задержкой и эквалайзером в режиме IIR. Лучше всего задачу можно решить одним чипом вроде ADAU от Analog Devices и Sigma Studio :).http://www.audio-perfection.com/forum/at...p?aid=5529
Там можно прямо таки сразу нарисовать блок схему, на входе I2S, на выходе I2S. Или взять китайскую платку за копейки.
Другой вариант - микросхемы цифровой задержки и 4 ЦАП, но ИМХО это посложнее.
С другой стороны можно проще.
Что я сделал за пару часов:
1) Рисую схему как на первой картинке.
2) Открываю VST Host - Reaper. Беру плагин задержки, например Voxengo Delay, беру плагин эквалайзера, например Electri-Q (все есть на рутрэкере ).
3) Создаю новый проджэкт в Reaper. Перенаправляю потоки, уменьшаю уровни (чтобы не было перегрузки при суммировании), ставлю плагины, задержку по схеме, рисую эквалайзер. Можно вбить на свой вкус под нужное как delay, так и эквалайзер.
4) Загружаю файл в трэк 1, получаю в трэк 8 сконвертированный файл. Либо просто слушаю результат, нажимая плэй.
Можно еще немного покопать, наверняка в рипере есть возможность создания чего-то вроде автоконвертера по шаблону, чтобы попроще конвертировать свою библиотеку. Грузишь файл, на выходе сохраняешь готовый wav.
Картинка 1 - блок схема. Картинка 2 - вид рипера. Картинка 3 - получаемые результаты при прогоне единичного импульса (брал не идеальный, какой под руку попал).
Также в приложении положил оригиналы и пару конвертированных трэков (нормализованных), чтобы каждый мог оценить эффект лично :). В настройках Delay 260us, АЧХ на картинке 3.
Christina Aguilera Hurt - https://cloud.mail.ru/public/886j/REX7QphcJ
Pink Floyd - Money (1973 - The Dark Side of the Moon) - https://cloud.mail.ru/public/Mo7R/RsXML7X12
(какой же интернет тугой на отправку файлов .....)
http://www.audio-perfection.com/forum/at...p?aid=5530
http://www.audio-perfection.com/forum/at...p?aid=5531
mr-marlen Написал:begemot писал(а):Решил продолжить здесь.
А как это можно доказать? Кто сказал что это минимально фазовая штука?
В данном случае звуковая волна от АС встречает на своем пути препятствие в виде баффла головы. Его огибание - есть чистой воды дифракция. Никаких других изменений с сигналом не происходит и происходить не может. Т.к. источник волны один, то АЧХ в противоположном ухе будет являться ничем иным как результатом интерференции вторичных волн, которые возникнут на препятствии. В результате будет увеличение или уменьшение результирующей амплитуды на каждой частоте с соответствующим изменением фазы.
Также стоит учитывать, что АЧХ наушников не должна быть ровной линией, т.к. наше ухо является эквалайзером. Идеальная кривая для затычек должна быть как у Etymotic https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...v1_opt.png
Такая кривая получается, если засунуть микрофон голове-маникену вместо перепонки и воспроизвести звук с АС, имеющей ровную АЧХ и расположенную по "типовому" https://www.etymotic.com/technology/hwmra .
Я как-то пытался проверять на себе, делая измерения АЧХ своих АС в комнате микрфоном в ухе http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t...ost1642327 . Примерно совпадает (отражения мешают).
Вот отсюда подмешиваемая кривая и имеет волнистость, т.е. складываются два эффекта: первый - уменьшение уровня АЧХ из-за препятствия, второй - эквализация АЧХ звуковым каналом уха. Итог - кривая как у Назара и в статейках, которые он привел.
Вообще здесь целая кладезь информации - https://www.etymotic.com/publications
nazar Написал:но ты ж не меряеш АС как АЧХ АС+канала :)Как это представляю я. В аудио сообществе договорились об эталонной ровной АЧХ на калиброванном (есть способы с помощью постоянного давления) микрофоне.
Это означает, что если звукорежиссер что-то задумал, то правильно оно будет воспроизведено стандартным приближенным к студийному его оборудованию. Обычно это мониторы с ровной АЧХ и типовой расстановкой на небольшом расстоянии. Потом доводится на дальних. Я говорю про хорошие студии.
При этом перепонка в нашем ухе воспринимает далеко не ровную кривую мониторов, а именно эквализированную по всем параметрам как головой, так ухом, так и каналом. Отсюда логичный вывод - нужно "стрелять в уши" маникена АС с ровной АЧХ и типовым расположением. Внутри канала монтировать такой же калиброванный микрофон. Полученная кривая и будет оптимальная кривая для АЧХ любых наушников. Дальше можно задать эту кривую как эталон (коррекция микрофона) и уже по ней добиваться с ушей ровной АЧХ.
Тут как раз для меня вопросов нет.
nazar Написал:это затычки, соответственно у тебя АЧХ затычек+ачх каналаЯ указывал не на мои личные измерения Etymotic ER4P в трубке, а эталонную кривую, которой добиваются Etymotic для своих затычек. Мои измерения только подтверждают то, что они именно добиваются этих кривых. И на мой слух они ровненько играют.
https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...v1_opt.png эта картинка не затычки+канал, а АЧХ самих затычек для случая если исключить голову, уши и канал. Именно такая кривая получится при измерении ровной АС калиброванным микрофоном, расположенным в ушном канале маникена, с ухом и головой при типовом расположении АС.
nazar Написал:потому что это все настолько сложно что до сих пор не научились нормально мерять ачх наушников, ну до 8-9кгц еще тудым сюдым научились както интерпретировать, и то далеко не все, а ты тут уже идей настрочил с наскока всяких разных :) не все так просто в нашем королевствеМы тоже не лыком шиты :) Я вот взял сегодня да и измерил все что нужно . Позже будут графики.
Итого я имею:
1) АЧХ своей АС с 0,6 м (почти ровная линия). Нужно FIR фильтром выровнять в ровную и исключить её погрешность во всех полученных измерениях.
2) АЧХ микрофона в моём ухе (без учета ушного канала) для левого и правого уха для типового расположения АС.
3) На сайте есть общая АЧХ Etymotic ER4P с учетом ушного канала, уха и головы https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...ph_opt.png
Осталось покумекать с импульсами и получить более точные кривые, преобразовать все в минимальную фазу, а дальше на базе кривой 3) и ближнего уха вывести АЧХ канала. Применить АЧХ канала к АЧХ дальнего уха. Получить АЧХ+ФЧХ для дальнего уха.
Загрузить в мою риперовскую прогу и наслаждаться звуком.