Бинуральный конвертер или кроссфид
|
01-05-2018, 03:43 PM
Спасибо Коля, послушал этот плагин, это из разряда "за что боролись на то и напоролись", вместо того чтоб использовать главное преимущество наушников - отвязку от КДП, в данном плагине приходится слушать чью то не заглушенную комнату
![]()
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
01-05-2018, 04:04 PM
Там по-моему можно свои импульсы засунуть. Если нет, то какой то был что можно.
01-06-2018, 05:39 PM
Nick Написал:Там по-моему можно свои импульсы засунуть. Если нет, то какой то был что можно.А зачем там нужны импульсы? Происходящие изменения по АЧХ и фазе можно рассматривать как минимально-фазовые, т.е. изменение АЧХ сдвигает фазу. Поэтому можно спокойно обойтись задержкой и эквалайзером в режиме IIR. Лучше всего задачу можно решить одним чипом вроде ADAU от Analog Devices и Sigma Studio :). Там можно прямо таки сразу нарисовать блок схему, на входе I2S, на выходе I2S. Или взять китайскую платку за копейки. Другой вариант - микросхемы цифровой задержки и 4 ЦАП, но ИМХО это посложнее. С другой стороны можно проще. Что я сделал за пару часов: 1) Рисую схему как на первой картинке. 2) Открываю VST Host - Reaper. Беру плагин задержки, например Voxengo Delay, беру плагин эквалайзера, например Electri-Q (все есть на рутрэкере ![]() 3) Создаю новый проджэкт в Reaper. Перенаправляю потоки, уменьшаю уровни (чтобы не было перегрузки при суммировании), ставлю плагины, задержку по схеме, рисую эквалайзер. Можно вбить на свой вкус под нужное как delay, так и эквалайзер. 4) Загружаю файл в трэк 1, получаю в трэк 8 сконвертированный файл. Либо просто слушаю результат, нажимая плэй. Можно еще немного покопать, наверняка в рипере есть возможность создания чего-то вроде автоконвертера по шаблону, чтобы попроще конвертировать свою библиотеку. Грузишь файл, на выходе сохраняешь готовый wav. Картинка 1 - блок схема. Картинка 2 - вид рипера. Картинка 3 - получаемые результаты при прогоне единичного импульса (брал не идеальный, какой под руку попал). Также в приложении положил оригиналы и пару конвертированных трэков (нормализованных), чтобы каждый мог оценить эффект лично :). В настройках Delay 260us, АЧХ на картинке 3. Christina Aguilera Hurt - https://cloud.mail.ru/public/886j/REX7QphcJ Pink Floyd - Money (1973 - The Dark Side of the Moon) - https://cloud.mail.ru/public/Mo7R/RsXML7X12 (какой же интернет тугой на отправку файлов .....)
01-06-2018, 11:28 PM
mr-marlen Написал:изменения по АЧХ и фазе можно рассматривать как минимально-фазовыеА как это можно доказать? Кто сказал что это минимально фазовая штука?
Nobody Is Perfect
Mr-marlen на первый раз неплохо, но ачх далека от нужной, задержка на самом деле частотнозависима, результат необработан для получения того же тон баланса что и без бинауралки итд
То что это проще всего сделать в какомто СигмаДСП это точно(если ей фифо хватит), хоть оно и не универсально, но если в следующий раз надо будет суто для цифры такое делать то сделаю скорей всего именно в нем.
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
begemot Написал:А как это можно доказать? Кто сказал что это минимально фазовая штука?В данном случае звуковая волна от АС встречает на своем пути препятствие в виде баффла головы. Его огибание - есть чистой воды дифракция. Никаких других изменений с сигналом не происходит и происходить не может. Т.к. источник волны один, то АЧХ в противоположном ухе будет являться ничем иным как результатом интерференции вторичных волн, которые возникнут на препятствии. В результате будет увеличение или уменьшение результирующей амплитуды на каждой частоте с соответствующим изменением фазы. Также стоит учитывать, что АЧХ наушников не должна быть ровной линией, т.к. наше ухо является эквалайзером. Идеальная кривая для затычек должна быть как у Etymotic https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...v1_opt.png Такая кривая получается, если засунуть микрофон голове-маникену вместо перепонки и воспроизвести звук с АС, имеющей ровную АЧХ и расположенную по "типовому" https://www.etymotic.com/technology/hwmra . Я как-то пытался проверять на себе, делая измерения АЧХ своих АС в комнате микрфоном в ухе http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t...ost1642327 . Примерно совпадает (отражения мешают). Вот отсюда подмешиваемая кривая и имеет волнистость, т.е. складываются два эффекта: первый - уменьшение уровня АЧХ из-за препятствия, второй - эквализация АЧХ звуковым каналом уха. Итог - кривая как у Назара и в статейках, которые он привел. Вообще здесь целая кладезь информации - https://www.etymotic.com/publications
01-07-2018, 05:09 AM
nazar Написал:Mr-marlen на первый раз неплохоСпасибо. nazar Написал:но ачх далека от нужнойЭто я просто для примера привел. Как-нибудь надо копнуть темку поглубже. nazar Написал:задержка на самом деле частотнозависима,У суммарного сигнала - да, а если рассматриваем отдельно корректирующий сигнал, то он будет определяться двумя параметрами: дополнительным временем распространения относительно другого уха и эквализированной АЧХ. Т.к. в эквализированной АЧХ сидят минимально-фазовые фильтры, то задержка как раз и получится частотнозависимой (в зависимости от АЧХ где-то будет больше, где-то меньше времени). nazar Написал:результат необработан для получения того же тон баланса что и без бинауралки итдЭто я не очень понял. Рост уровня басов из-за суммы? Так оно при прослушивании в АС так и будет. Тут ИМХО самое сложно - это нужная эквализированная кривая. Есть варианты её измерения, но сложно. mr-marlen Написал:Также стоит учитывать, что АЧХ наушников не должна быть ровной линией,эта фраза по сути неверна так как все зависит от того как мерять. И в твоем примере это не ачх наушников а ачх наушники+ухо mr-marlen Написал:Я как-то пытался проверять на себе, делая измерения АЧХ своих АС в комнате микрфоном в ухесто раз так мерял наушники и не только, но опять же надо понимать что эти измерения специфические, надо ж учитывать закрытый/открытый канал, сопротивление барабанной/ микрофона итд mr-marlen Написал:У суммарного сигнала - да, а если рассматриваем отдельно корректирующий сигнал, то он будет определяться двумя параметрами: дополнительным временем распространения относительно другого уха и эквализированной АЧХ. Т.к. в эквализированной АЧХ сидят минимально-фазовые фильтры, то задержка как раз и получится частотнозависимой (в зависимости от АЧХ где-то будет больше, где-то меньше времени).это еще дядюшка баер намерял в мохнатых годах mr-marlen Написал:Это я не очень понял. Рост уровня басов из-за суммы? Так оно при прослушивании в АС так и будет.Но у нас не АС, и +6дб в полосе до килогерца на ровных наушниках это вынос мозга полный mr-marlen Написал:Тут ИМХО самое сложно - это нужная эквализированная криваяне совсем, хотя и нахождение минимально достаточного варианта и занимает много времени но имхо самое сложное не напортачить на всяких вторичных моментах :) mr-marlen Написал:Вообще здесь целая кладезь информации - https://www.etymotic.com/publicationsспасибо посмотрю
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
nazar Написал:эта фраза по сути неверна так как все зависит от того как мерять. И в твоем примере это не ачх наушников а ачх наушники+ухоА мне кажется верна. Если ты слушаешь АС, то обязательно перед тем как звук попадет в перепонку его эквализирует ухо+канал. Поэтому измеренная АС микрофоном в канале среднестатического уха+среднесмоделированное ухо из мягкого материала и такая же черепушка дадут искомую "идеальную кривую", которую должны давать любые наушники. Хоть ты потом затычку вставь в канал, хоть надень сверху лапоть, итогом должна получится такая же кривая как с ровных АС. nazar Написал:И в твоем примере это не ачх наушников а ачх наушники+ухоКак раз таки в моем примере АЧХ наушников. Я пробовал мерить Etymotic ER4P и получал (в зависимости от изоляции между микрофоном-трубкой-наушником) - http://forum.vegalab.ru/attachment.php?a...1383155960 А вот такую карявину дают Sennheiser HD380Pro, измеренные микрофоном не до конца вставленным в моё ушное отверстие - http://forum.vegalab.ru/attachment.php?a...1383329185 . Засунь глубже и получи еще более похожую кривую именно на это: https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...v1_opt.png nazar Написал:сто раз так мерял наушники и не только, но опять же надо понимать что эти измерения специфические, надо ж учитывать закрытый/открытый канал, сопротивление барабанной/ микрофона итдЯ не очень понимаю, что означает закрытый/открытый канал, сопротивление барабанной/микрофона итд. Неважно какие у тебя будут наушники и как они будут надеваться на ухо, главное чтобы на перепонке они создавали такую кривую - https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...v1_opt.png Т.к. при прослушивании АС ты автоматически эквализируешь её ровную АЧХ своим ухом и каналом именно в эту кривую. Поэтому идеальный вариант - использовать приближенный к реальности маникен, если нужно чисто для себя, то можно сделать слепок уха и по нему + твоей голове заказать маникенчик :). Вот, например, захочу я сделать наушники на 4...8 драйверах, которые вставляются внутрь канала, то я поступлю проще. Засуну микрофон в полумягкую трубку диаметром 7 мм и длиной около 26 мм, с другой стороны вставлю Etymotic ER4S. Сделаю измерение АЧХ, получу эталон. Затем после сборки наушника из драйверов засуну его выход вместо мотиков и фильтрами (акустическими или электрическими) добьюсь повторения АЧХ. Таким образом маникен можно будет обойти. Для накладных уже нужно будет ухо :). Но конечно с маникеном будет точнее. nazar Написал:Но у нас не АС, и +6дб в полосе до килогерца на ровных наушниках это вынос мозга полныйЗдесь я соглашусь, +6дБ действительно много. В пространстве АС играют в 4пи, но подъем на НЧ все же остается. На мой взгляд до +2...3дБ будет более правдоподобным. nazar Написал:хотя и нахождение минимально достаточного варианта и занимает много времениЕсли найдешь где-то в статьях реальное измерение таких кривых маникеном с микрофоном для типовой расстановки АС - скинь сюда, я тогда закину такую эквализацию в Reaper и выложу сюда. P.S. сори за off в теме.
01-09-2018, 08:59 AM
Нагуглил статью где неплохо расписано про то какой должна быть АЧХ ушей.
https://www.innerfidelity.com/content/he...e-part-one Там очень интересным выглядит рисунок: https://www.innerfidelity.com/images/140...eWelti.jpg и подпись к нему: Цитата:The graph above shows the ear drum response as measured on a dummy head at the normal listening position between a pair of speakers. The green dashed line shows the ear drum response for a speaker that has been equalized flat at the listening position. The black line shows the adjustment away from flat while wearing headphones that most people chose as more pleasing.За сим я сделаю вывод, что для ровных ушей компенсировать подъем в 6дБ из-за бинуралки не нужно, а вот если уши уже с подъемом АЧХ, т.е. "условно кривые, оптимизированные для слушателей", то придется опустить :).
На мой взгляд интересная завязалась дискуссия по данной теме.
mr-marlen Написал:Происходящие изменения по АЧХ и фазе можно рассматривать как минимально-фазовые, т.е. изменение АЧХ сдвигает фазу. Поэтому можно спокойно обойтись задержкой и эквалайзером в режиме IIR. Лучше всего задачу можно решить одним чипом вроде ADAU от Analog Devices и Sigma Studio :).http://www.audio-perfection.com/forum/at...p?aid=5529 http://www.audio-perfection.com/forum/at...p?aid=5530 http://www.audio-perfection.com/forum/at...p?aid=5531 mr-marlen Написал:begemot писал(а):Решил продолжить здесь. nazar Написал:но ты ж не меряеш АС как АЧХ АС+канала :)Как это представляю я. В аудио сообществе договорились об эталонной ровной АЧХ на калиброванном (есть способы с помощью постоянного давления) микрофоне. Это означает, что если звукорежиссер что-то задумал, то правильно оно будет воспроизведено стандартным приближенным к студийному его оборудованию. Обычно это мониторы с ровной АЧХ и типовой расстановкой на небольшом расстоянии. Потом доводится на дальних. Я говорю про хорошие студии. При этом перепонка в нашем ухе воспринимает далеко не ровную кривую мониторов, а именно эквализированную по всем параметрам как головой, так ухом, так и каналом. Отсюда логичный вывод - нужно "стрелять в уши" маникена АС с ровной АЧХ и типовым расположением. Внутри канала монтировать такой же калиброванный микрофон. Полученная кривая и будет оптимальная кривая для АЧХ любых наушников. Дальше можно задать эту кривую как эталон (коррекция микрофона) и уже по ней добиваться с ушей ровной АЧХ. Тут как раз для меня вопросов нет. nazar Написал:это затычки, соответственно у тебя АЧХ затычек+ачх каналаЯ указывал не на мои личные измерения Etymotic ER4P в трубке, а эталонную кривую, которой добиваются Etymotic для своих затычек. Мои измерения только подтверждают то, что они именно добиваются этих кривых. И на мой слух они ровненько играют. https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...v1_opt.png эта картинка не затычки+канал, а АЧХ самих затычек для случая если исключить голову, уши и канал. Именно такая кривая получится при измерении ровной АС калиброванным микрофоном, расположенным в ушном канале маникена, с ухом и головой при типовом расположении АС. nazar Написал:потому что это все настолько сложно что до сих пор не научились нормально мерять ачх наушников, ну до 8-9кгц еще тудым сюдым научились както интерпретировать, и то далеко не все, а ты тут уже идей настрочил с наскока всяких разных :) не все так просто в нашем королевствеМы тоже не лыком шиты :) Я вот взял сегодня да и измерил все что нужно ![]() Итого я имею: 1) АЧХ своей АС с 0,6 м (почти ровная линия). Нужно FIR фильтром выровнять в ровную и исключить её погрешность во всех полученных измерениях. 2) АЧХ микрофона в моём ухе (без учета ушного канала) для левого и правого уха для типового расположения АС. 3) На сайте есть общая АЧХ Etymotic ER4P с учетом ушного канала, уха и головы https://www.etymotic.com/media/wysiwyg/e...ph_opt.png Осталось покумекать с импульсами и получить более точные кривые, преобразовать все в минимальную фазу, а дальше на базе кривой 3) и ближнего уха вывести АЧХ канала. Применить АЧХ канала к АЧХ дальнего уха. Получить АЧХ+ФЧХ для дальнего уха. Загрузить в мою риперовскую прогу и наслаждаться звуком.
01-09-2018, 01:45 PM
dimitri Написал:Назар, я понимаю, что Вы хотите сделать рекламу своим изделиям, но будьте же профессионалом. Не стоит принижать сделанное другими до ВасА я наоборот скажу спасибо Назару. Мало того, что выложил своё устройство, так еще собрал кучу полезных ссылок и меня побудил таки сделать программный конвертер, а то бы никогда :). Дальше писать буду сюда - http://www.audio-perfection.com/forum/sh...4#pid33324
01-09-2018, 02:10 PM
Марлен все эти штучные уха(брюлевский у меня в подвале пылится в своей коробке из красного дерева
![]()
"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
Для начала выложу картинки того на чем измерял. Видно, что нужно немного подкорректировать в снятых кривых.
Если бы повторно промерял, то поднял бы уровень басов. Похоже с 0,6 м их отдаленность от микрофона относительно ВЧ-СЧ прилично уменьшила общий уровень. Завтра остальное.
Продолжаем в картинках.
Конвертнул АЧХушки, заровнял все - на выходе нужная кривая левого ушка. Позже перерисую мотиковскую кривую и из своей 3ей и их кривой получу АЧХ "ушного канала". Затем применю коррекцию "ушным каналом" к измеренному правому уху без его учета и на выходе получу искомую кривую, которую нужно загрузить в эквалайзер. Хотя на ВЧ можно бы добавить 1 дБ, т.к. в ухе диаметр пены немного уменьшается.
01-10-2018, 02:42 AM
Добавил ВЧ и посмотрел с длинным окном, чтобы понять где средний уровень по НЧ.
Комната мешает, но общая кривая прослеживается.
01-10-2018, 02:51 AM
Среднее по картинкам и окончательный вариант, который возьму для вычислений.
|
« Предыдущая | Следующая »
|
Пользователи, просматривающие эту тему: 2 Гость(ей)