06-11-2018, 08:30 AM
(Сообщение последний раз редактировалось: 06-11-2018, 11:52 AM
beefheart.)
На днях удалось отслушать девайс. Попытаюсь описать свои впечатления. Сразу скажу, что так поэтично и выскокохудожественно, как это сделал BesPav, у меня все равно не получится. Но, уж как умею.
Слушал плату, не готовое изделие. Габариты, в контексте современной аудиоаппаратуры, приятно впечатляют. Не люблю здоровенные «гробы». Фокус компактный и легкостранспортируемый, что для меня лично очень весомый плюс.
По звуку. Оговорюсь, что громадного опыта прослушивания миллиона различный аудиодевайсов у меня нет. Но кое-что, все же, слышал, и исходя из своего опыта, и, конечно, вкуса, попробую сказать пару слов. Сначала о ЦАПе и усилителе. Перефразируя украинскую пословицу, «звук що дишло – що увійшло, то і вийшло»:) Focus, такое впечатление, играет, то, что на него подают. Никаких «стадионных сцен», «искрящихся частот», «драйва» и прочих аудиофильских вау-эффектов не будет, если это не задумано при записи. Только звукорежиссерская мысль. Очень детально поданная звукорежиссерская мысль. Расслушать удается все, вплоть до мельчайших деталей (например я слышал, как Гилмор переключает звукосниматели на своем стратокастере при игре, и т.п). Позиционирование и разделение инструментов прекрасное, но об этом чуть позже. Собственно, добавить тут особо нечего – ЦАП и усилитель в лучшем их понимании. То бишь, для передачи чистого, неокрашенного звука. Из этого качества вытекает, вполне ожидаемая, особенность аппарата обнажать все огрехи записей. А это, прямо скажу, большая беда. Очень расстроился, прослушав свою фонотеку и обнаружив там часть откровенно отвратительно записанного материала. Также хорошо слышно различия между разными изданиями дисков, ремастерингами, чего я, к сожалению или по счастью, раньше не имел возможности так явно рассслышать.
Далее, перейдем к самому интересному – бинауральный процессор. В 95% случаев, при прослушивании музыки я пользуюсь наушниками, в силу ряда причин и обстоятельств. Как и все аудиофилы, я любил посудачить о сцене, её, пардон, ширине и глубине. О том, как расположены музыканты на сцене, или прости Господи, в оркестровой яме. Говоря откровенно, без того, что называется crossfeed’ом, это все байки старого ежа. Если запись стерео, или, чего доброго, двойное моно, в наушниках вы слушаете звук между двух динамиков, которые стоят не перед вами, как было задумано, а по бокам. Исключение составляют бинауральные записи. Но их количество позволяет ими пренебречь.
Так вот, подключил фокус. Послушал сначала без включенного бинаурального процесса. Ну хорошо вроде. Тональный баланс и все что описал выше. Включил процессор. Ну и что? Ну что-то вроде поменялось, но, опять же, никакого вау-эффекта. Из платы не выпрыгнули музыканты и не начали играть перед тобой. Так поигрался несколько минут, потом сел послушать какой-то альбом. Прослушав его до середины и снова выключив процессор, ухо хэадфайщика уже начинает понемногу понимать, что до этого звука ему «не досыпали». Точнее, досыпали, но, будто, мимо ушей. Это все к тому, что для того, чтобы в полной мере понять ценность бинаурального процессора, который запрограммировал Назар, действительно нужно несколько дней послушать его, не выключая. Собственно, BesPav об этом писал. И вот, через день-другой, начинаешь понимать, что значит локализация инструментов, и, особенно, эшелонирование вглубь сцены. Если горизонтально как-то расположить инструменты на воображаемой сцене без кроссфида еще можно, то додумать как они стоят друг за другом мозг не в состоянии. Никак. Первое, на что обращаешь внимание, укрупнение и уплотнение центрального образа – вокал в первую очередь и бочка во вторую. Дальше, как уже сказал, начинаешь чувствовать инструменты в звуковом пространстве. И выключать музыку уже никак не хочется (два раза чуть не сжег кухню, но все обошлось:). В следствии того, что инструменты "выехали" вперед за пределы отрезка между двух ушей, гораздо легче воспринимать музыку и утомляемость от прослушивания значительно снижается, даже через продолжительное время. Все это еще куда более ощутимо на старых записях, типа двойного моно. Если кто-то слушает записи тех времен в наушниках, даже привыкать особенно не придется. Там кроссфид прописан априори.
Есть два переключателя угла воображаемой АС: 30, 45 и 60 градусов. 45 градусов в дефолтном режиме являются самым оптимальным азимутом. В меру широкая сцена и крупный, четкий центральный образ. При 60грд девайс работает что-то вроде между включенным и отключенным режимом процессора. Сцена шире, чем при прослушивании на 45, но и центральный образ несколько размывается. Другие образы тоже слегка «растягиваются» вместе с растянутым пространством. Режим работы 30 градусов позиционирует музыку впереди, не оставляя практически ничего по бокам. Как мне видится, режим отключения бинаурального процессора и режимы переключения азимута могут быть нужны, возможно, людям, работающим со звуком. Тем же, кому музыку только слушать, они не особо понадобятся.
В общем, через несколько дней жизни с бинауральным процессором, откатываться на прослушивание без него уже очень обломно и болезненно.
Вкратце о минусах, если их можно таковыми назвать. Сначала обнаружил странную работу регулятора громкости. Он то затихал при переключении песен, то слишком резко менял громкость. Да и сам шаг регулятора для меня показался излишне резким на низком уровне. Тут оговорюсь, что слушаю я очень тихо. Очень тихо! Особенно вечером. По словам Назара, глюк со странной работой РГ он уже пофиксил, а излишне резкое изменение уровней громкости на нижних значениях является необходимым злом для универсальности устройства, то бишь перевариваемости разных наушников с разной чувствительностью. Но все можно индивидуально подстроить под заказчика.
Второе, это легкий аппаратный шум. Если слушать очень тихо, как порой слушаю я, то статичный шум фокуса может проникнуть через запись и его будет слышно. А может и не проникнуть, если на этой частоте звучит какой-то инструмент. Опять же это, по словам разработчика, тоже можно устранить, если наушники чувствительные, но в этом случае аппарат не будет качать тугие наушники. Такие дела.
Как итог, у Назара получился чудесный аппарат, выдающий мониторный звук, обладающий крайне небольшими габаритами, и не имеющий промышленных аналогов в контексте бинаурального процессора (ткните носом, если есть), даже за куда более весомый прайс. Если при всем при этом принять во внимание стоимость, то остается только сказать разработчику «спасибо», и смело брать девайс!
Перефразируя другую известную поговорку, это, наверное, тот случай, когда факир (Назар) был трезв и Focus удался! :)